+7 (812) 385-72-85 info@infocorps.ru

В Уголовный кодекс предлагается ввести новое понятие — «уголовно наказуемый проступок»: человек, впервые совершивший преступление небольшой тяжести, не будет привлекаться к уголовной ответственности. Соответствующее наказание он понесет, но судимости у него не будет.

Идею высказал юрист Артём Кирьянов — член Общественной палаты РФ, первый вице-президент Молодежного союза юристов РФ. Автор отмечает, что такой шаг означал бы возвращение к отечественным юридическим и мировоззренческим традициям. Термин “проступок” существовал в судебной практике Российской империи. Свод законов 1832 года и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года отделяли преступление от проступка, основываясь на характере и тяжести совершенного.

Однако насколько актуально это правовое явление сегодня? Комментирует Юрий Покалюк:

Наша компания — в числе прочих услуг — помогает корпоративным и частным клиентам получать информацию о привлечении к уголовной ответственности, справки о наличии (отсутствии) судимости.

Я полностью согласен с идеей Артёма Юрьевича. Наша работа позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и увидеть несколько неочевидных феноменов, которые являются плодами текущей уголовно-правовой системы. Работодатели — с ними мы работаем и проверяем для них потенциальных соискателей, — уделяют внимание отсутствию судимости, некоторые воспринимают её как важный критерий благонадежности. Соответственно, наличие судимости может привести к отказу в приеме на работу.

Сталкиваясь с отказом, многие хотят убрать факт судимости из своей биографии. Если бы мы оказывали услуги по фальсификации справок, они были бы очень востребованы. В интернет-поисковиках по запросу “справка о судимости” на первых страницах находятся сайты, предлагающие удалить запись о судимости из базы данных МВД. Раз в несколько дней нам поступают звонки с теми же вопросами: люди просят “убрать из справки судимость”, “выдать “чистую” справку”. Разумеется, “Инфокорпус” выдает только документы с достоверными сведениями — к сожалению для некоторых соискателей.

Часть клиентов — примерно 2 – 2,5 % от общего количества — даже не знали или не помнили о том, что были судимы, и выдача справки оборачивается для них неприятным сюрпризом. Они совершали мелкие правонарушения в возрасте 20–25 лет, когда еще не полностью осознавали последствия своих поступков. В дальнейшем они продолжают жить и развиваться, работать, получать новые должности, переходят в совсем иную группу населения — с другими ценностями и установками. Они больше не совершают ничего противозаконного, однако события прошлого не дают им быть активными игроками на рынке труда.

Если бы категория “уголовно наказуемого проступка” действительно была внедрена, это бы автоматически принесло следующие позитивные результаты. Значимая доля экономически активного населения оказалась бы занята более эффективно, и постепенно исчез бы мошеннический рынок поддельных справок.

Уже этих двух достоинств достаточно для того, чтобы воспринимать всерьез промежуточное звено между безукоризненной добропорядочностью и преступлением. Сам Артем Кирьянов обосновывает необходимость введения этой правовой категории правом любого человека на ошибку. Существующий порядок достаточно жесток и экономически контрпродуктивен.

Показательно, что высший судебный орган — Верховный суд России — также заостряет внимание на особых правовых условиях для тех, кто привлекается к уголовной ответственности впервые и за преступления небольшой тяжести. Председатель ВС Вячеслав Лебедев замечает, что в случае впервые совершенного малозначительного преступления «человеку необходимо дать возможность осмыслить произошедшее, быть полноценным гражданином страны, который не ущемлен в своих правах из-за судимости».