Массовый набор отличается от обычного поиска кандидатов: за короткий период времени нужно просмотреть и оценить несколько десятков или даже сотен соискателей. Такой формат работы накладывает свои ограничения на проверку:

Единая схема проверки

Все кандидаты проверяются по единой схеме, хотя она может быть вариативной. Если источников несколько, встречается проверка до первого признака неблагонадёжности и более подробное изучение кандидатов из группы риска.

Например, при наличии долгов по данным службы судебных приставов изучается кредитная история. Использование таких схем помогает снизить стоимость услуг.

}

Предсказуемость и соблюдение сроков

Основной приоритет – предсказуемость и соблюдение сроков проверки, обычно они не превышают 2- 3 дней.

Важно ещё на этапе планирования набора договориться с подрядчиком о формате отчёта о результатах, чтобы они легко встраивались в процессы работы заказчика.

Интересных результатов достиг один из наших партнёров в Великобритании: его клиенты могут интегрировать в свою информационную систему модуль проверки кандидатов, с которым работает провайдер. Заказчику нужно только внести данные и документы нового соискателя, а провайдер уже может приступать к его проверке.

Цены и планирование бюджета

Проверка персонала при массовом наборе должна быть финансово прозрачна, хотя рынку безопасности это не свойственно. Цены на одни и те же услуги могут различаться в несколько раз. Подрядчики, которые занимаются массовой проверкой, умеют управлять себестоимостью с точностью до десятков рублей, а цена на услугу зависит от трёх составляющих:

Информационные ресурсы

Набор источников, различных по цене и доступной информации. Их комбинируют в пределах бюджета, чтобы добиться достаточной полноты проверки.

При планировании бюджета стоит учитывать ценовую политику самих источников: одни доступны по подписке за абонентскую плату, другие – оплачиваются за каждый запрос.

Скидки

Зависят от количества проверяемых кандидатов. Массовая проверка персонала интересна провайдерам, только если она действительно массовая. Скидки начинаются от 30 — 40 запросов в месяц и иногда достигают 20% цены.

Региональные коэффициенты

Дешевле всего проверять местных кандидатов, потом — жители Москвы и других регионов России. Дороже всего проверять иностранцев, хотя эти услуги всё более востребованы, а цены постепенно снижаются. Цены проверки в разных регионах могут различаться в полтора – два раза.

Вариативность цен – это не прихоть провайдера. Например, информация о судимости хранится в базах информационных центров МВД по всей стране. При официальном обращении за справкой в такой центр нужно самостоятельно указать регионы, в которых проживал соискатель — это наглядно показывает, что централизованного хранилища данных пока нет.

Понятная ценовая политика – это важный критерий выбора подрядчика. Около года назад мы через посредника получили запрос на подготовку справок об отсутствии судимости для 600 кандидатов, примерно по 50 человек каждую неделю на протяжении трёх месяцев. Так выполнялось требование закона о транспортной безопасности: сотрудник не может быть судим.

Сразу было понятно, что обычные цены для частных клиентов не подходят: даже 1 500 – 2 000 рублей, включая расходы на нотариуса, выглядят как нечто запредельное. Мы договорились с местным нотариусом об оптовой скидке и снизили цену доверенности с 900 до 400 рублей за человека. Стоимость подготовки одной справки мы установили на уровне 550 рублей за человека. Суммарный бюджет составил 950 рублей за кандидата или 570 000 рублей за весь проект. В этом случае против нас сыграла работа через посредника, который добавил к цене своё вознаграждение в размере 150 рублей с кандидата и «благодарность» представителю заказчика в 100 рублей с кандидата.

Итого цена одного запроса достигла 1 200 рублей за одного соискателя, а общий бюджет – 720 000 рублей. Впоследствии мы узнали, что заказчик рассматривал бюджет строго в пределах 650 000 рублей и выбрал другого подрядчика, предоставляющего неофициальные ответы.

Оптимизация цены

Большинство подрядчиков старается управлять себестоимостью оказываемых услуг. Некоторые подходы вполне корректны и действительно позволяют повысить рентабельность, другие – вводят заказчика в заблуждение:

База проверенных кандидатов

Создание и пополнение базы данных кандидатов. Некоторые провайдеры аккумулируют результаты проверки – это самый простой метод управления издержками.

Понимая критерии проверки кандидатов, можно повторно использовать результаты, хотя они и не совсем актуальны.

Выборочная проверка

Некоторые соискатели попросту не проверяются, их признают благонадёжными по умолчанию.

Как правило, доля неблагонадёжных кандидатов при массовой проверке не превышает 7 – 10 % от общего числа, и даже серьёзные злоупотребления со стороны подрядчика остаются незамеченными.

Если Заказчик проверяет кандидатов по нескольким критериям, можно снизить среднюю цену проверки одного кандидата. Например, для работодателя критично наличие исполнительных производств и судимости. Мы знаем, что проверка первой части гораздо проще и быстрее, чем оформление справки об отсутствии судимости. Кандидаты сначала проверяются через реестры ФССП, а затем те, кто ещё не отсеялся, оформляют справки о несудимости. По нашим оценкам такой подход снижает расходы на проверку персонала на 7 – 10 % в зависимости от отрасли Заказчика.

При планировании бюджета на проверку кандидатов стоит учитывать, что не все кандидаты пройдут проверку, некоторым Вы откажете. Обычно доля таких кандидатов в сфере производства и логистики составляет порядка 9%. То есть, при плане найма в 100 человек, бюджет на проверку лучше планировать из расчёта 110 человек.

Закладывайте часть бюджета на уточнения: расширенные проверки и получение дополнительной информации, это позволит разобраться с неочевидными ситуациями. Запросить кредитную историю или имущество сверх того бюджета, который был согласован в начале.

Выбор подрядчика

Массовая проверка интересна далеко не всем подрядчикам. Обеспечить обработку потока недорогих запросов можно либо за счёт экономии на масштабе, либо за счёт близости к источникам (меньше цепочка посредников). Обычно такие услуги оказывают две группы исполнителей:

Крупные подрядчики зарабатывают на объёме запросов

Они успешно управляют затратами на оказание услуг и общей себестоимостью. Часто такие компании создают собственные базы данных и вовсе автоматизируют процесс проверки.

Оборотная сторона масштаба – это сложившийся формат работы и устоявшиеся процедуры. Подрядчик не всегда готов адаптировать оказываемые услуги под специфику клиента, иногда он предлагает линейку услуг, 2 – 3 вида стандартных проверок.

Частные детективы: быстро и дёшево

Частные детективы проверяют персонал достаточно быстро и дёшево. У них нет дорогостоящей аренды и персонала. Иногда 2 – 3 помощника, но это не сравнить с информационным агентством из 20 человек. Детективам сложнее проверять большой поток соискателей: физических сил небольшой команды может не хватить, из-за этого пострадают сроки или качество.

На практике не каждый корпоративный клиент соглашается работать с детективами, в таких контрактах есть свои правовые и репутационные риски. Тем более, если планируется сравнительно большой набор персонала, придётся заключать 2 – 3 таких контракта, а это уже не всегда удобно.

Вне зависимости от выбранного подрядчика стоит периодически отправлять проверочные запросы. Например, у Вас есть несколько ранее проверенных кандидатов, которые точно привлекались к ответственности. Подобные запросы помогают хотя бы примерно оценить качество работы подрядчика.